Добро пожаловать!

Российский рынок растительных масел

Опубликовано 26.12.2012

Основным сырьем для производства растительного масла в России является подсолнечник, в меньшей степени используются соя и рапс. 

соя, подсолнечник, рапс

Производство горчичного, кукурузного, льняного и прочего масла в сумме составляет менее 1% от общего показателя.

Выращивание масличных культур в России в 2007-2010 годах оставалось на достаточно низком уровне, несмотря на некоторое увеличение по сравнению с предыдущим периодом, а доля посевов за последние три года колебалась в районе отметки 10% от общей посевной площади сельскохозяйственных культур. Так, в 2009 году доля посевов под масличные культуры составляла 10,1% (из них 8% - подсолнечник) от всех площадей под урожай, а в 2011 году показатель составил 13,6% (из них 9,9% - подсолнечник). В 2011 году можно отметить увеличение посевов по всем видам рассматриваемых культур: так, посевные площади подсолнечника выросли на 6,4%, а сои и рапса - на 1,9 и 4,3%, соответственно.

В 2011 году растительных масел было произведено около 3 млн тонн, при этом показатель практически не изменился по сравнению с предыдущим годом. Порог в 3 млн тонн был превышен в урожайном 2009 году, а последние два года отмечается незначительный спад, в большой степени связанный с погодными условиями (рис. 2).
производство растительных масел в 2006-2011 годах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
При этом за первое полугодие 2012-го производство растительных масел составило рекордные 2,2 млн тонн, что отражает прирост выработки продукции на 90% к уровню января-июня 2011 года.
Производство растительных масел в России представлено в основном продуктом из подсолнечника, однако стоит отметить, что за последние три года доля прочих видов масел возросла. Прежде всего это произошло за счет увеличения выработки рапсового и соевого масел.

Производством растительных масел в РФ занимаются порядка 50 областей. Рынок подсолнечного масла не является высококонцентрированным - коэффициент концентрации производства в этой отрасли составляет порядка 31%. Основное производство растительных масел расположено в областях - источниках сырья для отрасли, в частности в Южном федеральном округе (так, здесь производится более 40% растительных нерафинированных масел).
 
 
Самым крупным переработчиком подсолнечника России является АПК «Юг Руси», Перерабатывающие предприятия холдинга располагаются в Центральном и Южном федеральных округах. Рыночная доля АПК «Юг Руси» в сегменте сырого подсолнечного масла составляет порядка 23,2%.
Вторым по величине переработчиком семян подсолнечника является холдинг «Солнечные продукты». Его доля в данном сегменте составляет 12,4%.
Еще одним крупным переработчиком является группа компаний «Астон». Доля ГК «Астон» в сегменте сырого подсолнечного масла составляет 7,1%.
Оптовые продажи растительных масел внутри России в 2011 году составили 945 тысяч тонн, при этом 43% приходится на Центральный федеральный округ (рис. 3).
структура оптовых продах растительных масел по округам РФ в 2011 году






















Среди регионов лидирует Белгородская область, доля которой в 2011 году составила 35% от совокупных объемов оптовых продажах растительного масла по всей стране. Еще по 14% оптовых продаж растительных масел зафиксировано в Саратовской и Калининградской областях.
В 2011 году объем продаж в розницу растительных масел достиг уровня 127,9 млрд рублей, что на 26% выше показателя 2010 года, в котором также был зафиксирован прирост продаж.
структура оптовых продах растительных масел по округам РФ в 2011 году в стоимостном выражении

























Основным видом экспортируемого масла из России также является подсолнечное. В 2011 году динамика экспорта носила положительный характер - рост составил 36,9% к 2010 году (без учета Казахстана в первом полугодии 2010 года). В первой половине 2012 года российский экспорт подсолнечного масла достиг рекордной отметки в 905,5 тысячи тонн (без поставок в страны Единого таможенного союза).
Основными покупателями российского подсолнечного масла являются Турция и Египет, в 2011 году суммарная доля этих стран составила 49,2%, в январе-июне 2012 года – 57,4%.
Экспорт рапсового масла из России растет из года в год. В 2010 году рост составил 2,4%, в 2011 году положительный тренд продолжился - +42,4%. По итогам первого полугодия 2012 года экспорт рапсового масла вырос в 7 раз к аналогичному периоду 2011 года. В структуре экспорта преобладает техническое масло, используемое для дальнейшей переработки в промышленности, а также для выпуска биотоплива. Основным покупателем российского рапсового масла является Италия. В 2011 году доля этой страны составила 41,7%, и ее объемы закупок в 2 раза выше, чем у Латвии, занимающей второе место с долей в 18,8%. На третьем месте среди стран покупателей российского рапсового масла находится Норвегия. Ее доля составила 12,8%. В первом полугодии 2012 года тройка ведущих стран - импортеров российского рапсового масла выглядела следующим образом: Латвия - 36,1%, Италия - 16,8%, Германия - 14,8%.

Объемы экспорта соевого масла в 2011 году снизились относительно 2010 года на 24%. При этом уже в первой половине 2012 года показатели выросли на 15,8% к аналогичному периоду 2011 года. Ведущей страной - покупателем соевого масла российского производства по итогам 2011 года является Франция. Доля страны составила 43,3%.
Среди рассматриваемых видов масел - рапсового, кукурузного, соевого, подсолнечного и оливкового - в импорте в Россию основной объем приходится на поставки подсолнечного масла. В 2010 году рост ввоза масла был обусловлен нехваткой внутренних ресурсов на отечественном рынке.

С точки зрения стран-производителей, в импорте подсолнечного и кукурузного масел бесспорное лидерство принадлежит Украине. В сегменте рапсового масла лидирует Германия. В импорте оливкового масла Испания, Италия и Греция обеспечили 90% поставок. В поставках соевого масла на первом месте находится продукция из Нидерландов.
К 2020 году предусматривается довести долю растительного масла российского производства до 84 процентов в общем объеме рынка, однако на текущий момент импорт остается значительным.
Стратегией развития пищевой и перерабатывающей отрасли предусмотрено привлечение инвестиций на развитие масложировой отрасли в 2013-2020 годах в размере 98,2 млрд рублей. Целями развития отрасли, в соответствии со Стратегией развития пищевой и перерабатывающей отрасли на 2013-2020 год являются:
       * расширение географии производства маслосемян;
       * расширение ассортимента производимых маслосемян и продукции их переработки для обеспечения населения масложировой продукцией и животноводства растительным белком с использованием инновационных технологий;
       * оснащение отрасли оборудованием по глубокой переработке растительных масел;
       * наращивание экспортного потенциала отрасли.
Для обеспечения указанных целей стратегией предусмотрено: 
       * совершенствование сырьевого обеспечения отрасли;
       * строительство трех маслодобывающих заводов с современным оборудованием и инфраструктурой общей мощностью более 5 тысяч тонн переработки семян масличных в сутки;
       * реконструкция и модернизация 24 действующих маслодобывающих заводов с использованием инновационных технологий и ресурсосберегающего оборудования;
       * реконструкция и модернизация действующих масложировых заводов в целях их оснащения современными линиями по глубокой переработке растительных масел и жиров (оборудованием по гидрогенизации, переэтерфикации, фракционированию).

Реализация Стратегии на среднесрочную перспективу (2013-2016 годы) предусматривает в Южном и Приволжском федеральных округах строительство двух новых маслодобывающих заводов общей мощностью 3 тысячи тонн переработки масличных семян в сутки, а также реконструкцию 12 действующих маслодобывающих организаций. Увеличение мощностей маслодобывающих заводов обуславливается ростом сырьевой базы за счет увеличения производства сои, рапса, льна, рыжика. Диверсификация производства позволит расширить ассортимент вырабатываемой социально значимой продукции для населения и увеличить объемы производства растительного белка для создания кормовой базы животноводства.
-
По данным исследования, подготовленного аналитическим отделом исследовательской компании ID-Marketing
Опубликовано в журнале RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE

Проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовые решения для предприятий по производству комбикормов, ЗЦМ и пищевых продуктов.

Сотрудничество

 

 

 

 

 

 

 

 

Выгоду и эффективность от партнёрства с нами оценили большинство крупнейших производителей комбикормов в 15 регионах РФ.

Поставщикам

 

 

 

 

 

 

 

 

Всегда готовы рассмотреть ваше предложение по поставке действительно качественных соевых бобов. 

   

About us

We continually strive to be a great company. My company is committed to providing high-quality products and services to our customers.

My company conducts research and participates in a number of initiatives to constantly develop our sector of the industry and to contribute to society. My company is implementing a strategy to accelerate growth through innovation, and strengthening organizational and associates' capabilities. My company continuously seeks to develop technologies and products that will have a greater impact on workers' safety.